ЗАСО «ТАСК»

Билет в СССР: корреспондент «ТВ» побывала в уникальном музее ретротехники времен Советского Союза

9 декабря, 2024

Богатая 80-летняя биография ОАО «Гомельоблавтотранс» воплощена в экспонатах созданного здесь музея трудовой славы. В нем собраны ценные предметы, рассказывающие о становлении системы пассажирских перевозок на Гомельщине. Коллекция регулярно пополняется благодаря стараниям бывших и нынешних сотрудников предприятия и коллективов филиалов.

Недавно здесь был образован новый уникальный музей собственной ретротехники времен Советского Союза под открытым небом. А чтобы попасть на ее просмотр, надо ни много ни мало получить билет в прошлое. Именно так – «Билет в СССР» – и называется экспозиция, над которой работали все структурные подразделения.

Заместитель генерального директора ОАО «Гомельоблавтотранс» по идеологической работе Вячеслав Гулевич рассказал, что основной «костяк» попавшего сюда транспорта до этого находился в филиалах. Технику буквально за пару месяцев восстановили до заводского состояния, и теперь большая часть экспонатов на ходу. К примеру, ЗИЛ-157 сам прибыл из автобусного парка № 1, где долгие годы использовался в качестве технической помощи.

Прогулку по музею мы начинаем со стоянки такси. Здесь приютились «Москвич-407» и «Волга» ГАЗ-21, когда-то принадлежавшие гомельскому таксомоторному парку. До своей ликвидации в 2005 году государственное предприятие насчитывало 500 единиц такси и 40 маршрутных рафиков, а в штате числилось более тысячи работников, преимущественно водителей.

Рядом со стоянкой ретротакси разместился легендарный ПАЗ-672 – один из самых популярных автобусов малого класса в СССР, который производил Павловский автобусный завод в 1967–1989 годах. Этот экземпляр попал в музей из ДОСААФ Советского района областного центра и был восстановлен в гомельском автобусном парке № 1. В салоне – 23 кожаных сиденья, а всего могли поместиться до 60 человек. Правда, были и явные неудобства для пассажиров – высокие ступеньки, узкие двери и проход, сильный шум. Зато внутри достаточно светло благодаря окнам на потолке, а мощные печки хорошо прогревали салон зимой. Автобусы использовались в городах, пригородах и сельской местности, проезжали даже там, где дороги существовали только на картах.

На открытой площадке музея предусмотрено место, где можно взять билет на проезд, – помещение кассира. В нем установлен тяжеловесный механический кассовый аппарат, есть разные мелкие атрибуты старого времени. Привлекают внимание ретрочемоданчики, сложенные под навесом у посадочного перрона, и до сей поры действующий громкоговоритель для объявления посадки на автобус.

Прохаживаясь по музейному уголку прошлого, стилизованному под автостанцию, любой, кто проявляет интерес к раритетной технике, имеет возможность посидеть за рулем машин или в качестве пассажира.

Обратили внимание, как немолодой мужчина с азартом рванул в кабинку таксофона АМТ-69 и попробовал набрать первый пришедший в голову номер. Поговорить не получилось, зато он смог послушать мелодии из советских кинофильмов. При этом улыбался и позировал на камеру дочери.

Знатоки техники времен СССР проинформировали заинтересованных посетителей, что телефонная будка с автоматическим монетным таксофоном выпущена в 1969 году. Оказывается, уже тогда таксофон был снабжен антивандальным устройством. И при попытке оторвать от него трубку или вскрыть ячейку для монет на ближайшую АТС передавался сигнал тревоги.

А вот один из посетителей, судя по всему студент, попытался включить бензоколонку АЗС, попробовав себя в качестве заправщика. И вслух жалеет, что она не подключена к резервуару: можно бы было отмерить нужное количество топлива для стоящего неподалеку грузовика.

Шумные школьники, сменяя друг друга, делают селфи на подножке и за рулем самосвала ГАЗ-93, грузовика ЗИЛ и других музейных атрибутов эпохи второй половины ХХ века. Такие машины они видят впервые в своей жизни…

По словам генерального директора ОАО «Гомельоблавтотранс» Дмитрия Старостенко, концепцию музея ретротехники разработал институт «Гомельгражданпроект». Экспозиция интересна не только ветеранам и работникам предприятия, но и жителям города, подрастающему поколению – школьникам и студентам автодорожных специальностей, которые должны проникнуться важностью роли транспорта в успешной работе промышленного комплекса страны.

Дмитрий Николаевич также отметил, что за всю свою историю предприятие, где сегодня работают 4 тыс. человек, перевезло более одного миллиарда тонн грузов и почти 10 млрд пассажиров. Ежедневно силами доблестного коллектива доставляется к месту назначения порядка 500 тысяч.

ОАО «Гомельоблавтотранс» ни на миг не останавливается в своем развитии, продолжая получать современную технику. Только в этом году закупили 39 новых автобусов и 14 троллейбусов, и это значительно больше, чем за минувшее пятилетие. Работа по обновлению подвижного состава останется приоритетом и на будущее.

Людмила КОПАТЬ, «ТВ»