Федерация профсоюзов Беларуси провела республиканский семинар-совещание по охране труда. Представители органов госуправления и организаций-нанимателей совместно с профактивом обсуждали тему безопасности труда через социальное партнерство. От транспортной отрасли на мероприятии присутствовали заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Минтранса Павел Бречко и главный технический инспектор труда БелПрофТранса Сергей Серый.

128 человек насчитывает сегодня техническая инспекция ФПБ. В ее составе – представители всех отраслевых профсоюзов, 14 из них – команда БелПрофТранса.
Анализ производственного травматизма в организациях Минтранса показывает, что значительное количество несчастных случаев приходится на ДТП. Поэтому Павел Бречко в своем выступлении акцентировал внимание на инновационных технологиях, которые внедряются на транспортных и дорожных предприятиях и направлены на предупреждение и нивелирование последствий аварий.
Например, установка канатных ограждений, разделяющих потоки встречных направлений. До 2007 года в Беларуси применялись металлические барьерные ограждения волнового профиля, которые практически исключали возможность выезда автомобилей на противоположную сторону. Однако в случае наезда на них фиксировались достаточно серьезные повреждения транспортных средств, травмы у водителей и пассажиров.
За рубежом вместо барьерного ограждения используют его канатный аналог. ГП «БелдорНИИ» разработало такие конструкции применительно к условиям нашей республики. Они позволяют повысить безопасность движения за счет сминаемых стоек и особых характеристик троса, а также сократить расходы на техническое обслуживание – ремонт, окраску и прочее. После столкновения замена элементов осуществляется без значительных трудозатрат и задействования специального оборудования. Таким образом, канатное ограждение можно эксплуатировать даже после неоднократных наездов автомобилей. Не последний аргумент – снижение металлоемкости по сравнению с другими аналогами.

В марте прошедшего года РУП «Гродноавтодор» применило еще один новый вид ограждения – для снижения тяжести последствий при фронтальном ударе. Оно было установлено на разделительной полосе автодороги М-6 Минск – Гродно. После апробации на практике планируется масштабирование новации на всю республику.
Для предотвращения наезда транспортных средств на дорожных рабочих предлагается использовать прицепы, оборудованные комплектами технических средств организации движения со светодиодной подсветкой, и прицепные демпферные устройства. Такие конструкции позволяют заблаговременно проинформировать о ведущихся впереди работах и снизить тяжесть последствий ДТП. Новшества активно внедряются в подведомственных Минтрансу дорожных организациях. Рекомендовано их применение и на предприятиях коммунальной формы собственности.

Одновременно совершенствуются механизмы осуществления контроля соблюдения законодательства в области дорожного движения. Для привлечения нарушителей к ответственности и предупреждения ДТП сегодня активно используются специальные технические средства с функциями фото- и видеофиксации.
– Пожалуй, все уже привыкли к контролю скоростного режима с помощью камер. Но постепенно перечень нарушений, фиксируемых посредством видео, будет расширяться, – констатировал спикер. – В частности, речь идет об эксплуатации транспортного средства без допуска к участию в дорожном движении, нарушении правил остановки и стоянки автомобилей, игнорировании водителями сигналов светофора, в том числе при проезде через железнодорожные переезды.
Планируется, что для этих целей будут задействованы камеры видеонаблюдения не только вдоль дорог, но и республиканской системы мониторинга общественной безопасности, которые размещаются на различных объектах и направлены на проезжую часть.
Предприятие «Белдорсвязь» разработало интеллектуальную систему предупреждения водителей о выходе на дорогу диких животных. Новинка получила название «Сова». Появление лесного обитателя в секторе контроля детектируется оборудованием с использованием нейросетевых технологий. Соответствующая информация выводится на светодиодные знаки, установленные в обоих направлениях движения транспорта. Тем самым водители получают оперативную информацию о близком нахождении животного и могут скорректировать режим движения автомобиля. Пилотное решение интеллектуальной системы успешно протестировано на км 91 трассы М-10 Гомель – Кобрин и предлагается в качестве стандартного оснащения экодуков и других мест выхода диких зверей.
Продолжается работа по совершенствованию автоматизированной информационной системы «Белтехосмотр», которая аккумулирует данные о результатах проведения диагностики и действующих разрешениях на допуск к участию в дорожном движении. При этом докладчик отметил, что в Минтранс поступают сведения о множественных фактах несвоевременного прохождения этой важной процедуры. Представители субъектов хозяйствования, а также технической инспекции труда могут воспользоваться интернет-сайтом УП «Белтехосмотр» и мобильным приложением предприятия, чтобы проконтролировать сроки действия разрешений.
Павел Бречко подчеркнул, что повышение эффективности общественного контроля и снижение уровня травматизма на производстве сегодня напрямую зависят от применения инновационных технологий.

Несмотря на совершенствование транспортной инфраструктуры, дорога по-прежнему остается местом повышенной опасности. 94% ДТП в мире происходят по вине человека, 7 из 10 таких аварий – по причине потери внимания водителем, что приводит к экономическому ущербу в размере 3–5% ВВП в год.
Как повысить безопасность на дорогах и минимизировать действие человеческого фактора – лейтмотив выступления главного технического инспектора труда БелПрофТранса. По мнению Сергея Серого, преломлению ситуации поспособствует дальнейшая цифровая трансформация транспортной отрасли. Ставится глобальная цель объединить все технологические решения и IT-сервисы в единый комплекс, который будет работать на повышение безопасности и надежности грузовых и пассажирских перевозок.
Значительно снизить риск аварий помогают, в частности, системы мониторинга состояния водителя. Самая распространенная среди них – «Антисон». Она отлично зарекомендовала себя на дорогах России, применяется как государственными, так и частными компаниями. По оценкам, показатели аварийности сократились на 85%. Такой системой полностью оснащен автопарк столицы России и Московского метрополитена. По данным Мосгортранса, это позволило за год сократить количество транспортных происшествий на 26% и ежегодно предотвращать порядка 280 тыс. аварийных ситуаций, связанных с потерей концентрации внимания водителем.
Сегодня «Антисон» тестируется и в Беларуси – на общественном транспорте Минска, Гомеля, Барановичей.
Каким же образом искусственный интеллект определяет усталость? Аппаратная часть из трех блоков размещается в кабине. На приборной панели находятся видеокамера, которая ведет мониторинг состояния водителя по 60 лицевым точкам, и дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией. Третье устройство – центральный блок для хранения данных – установлено в скрытой части транспортного средства.
Многослойные нейросети анализируют поступающую информацию в режиме реального времени. Они срабатывают на мельчайшие изменения в мимике водителя, безошибочно определяют признаки усталости, засыпания, потери концентрации и подают звуковой и световой сигналы, мгновенно предотвращая возможный инцидент. Нейросеть также способна фиксировать все факты нарушения правил управления транспортным средством, в том числе разговоры по телефону, курение и прочее.
Интеллектуальный центр обработки и хранения данных, в свою очередь, взаимодействует с круглосуточным диспетчерским ситуационным центром и цифровой платформой для владельцев автопарков.
30 июля текущего года БелПрофТранс планирует провести совместно с Минтрансом международный семинар по транспортной безопасности и охране труда в рамках реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Мероприятие пройдет на базе ОАО «Белмагистральавтотранс», ГП «Минский метрополитен» и УО «Белорусская государственная академия авиации». Участие в нем примут производители техники из Китая, Турции, России. Приглашены также представители Казахстана и Азербайджана.
– Мы увидим транспорт, которого в республике еще нет, – своеобразный спойлер от докладчика. – В частности, оборудованный различными системами предварительного контроля. Садясь за руль, водители грузовых автопоездов первым делом будут сдавать тест на идентификацию, затем пройдут контроль медицинский и на состояние алкогольного опьянения. Только после такой проверки возможно завести двигатель. Это то, что нас ждет уже в ближайшем будущем. И если мы действительно хотим снизить уровень травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, то должны активно приближаться к этой цели.
Техническая инспекция труда профессионального союза работников транспорта и коммуникаций признана Федерацией профсоюзов Беларуси одной из лучших.
– Мы в числе первых стали тесно взаимодействовать с Минтрансом в вопросах охраны труда, – прокомментировал главный технический инспектор труда Сергей Серый. – Без совместной работы и обоюдной заинтересованности достичь результата практически невозможно. Во многом благодаря нашему примеру тема социального партнерства нашла отражение в программе семинара.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТВ»