В Шклове Могилевской области и Жодино Минской состоялись торжественные церемонии передачи 29 электробусов производства «Белкоммунмаш» и Минского автозавода, которые будут работать на пассажирских маршрутах. Выход на линии нового электротранспорта – не только экологическая, но и экономическая составляющая. Это – первый такой проект в Беларуси.
Шклов – первый город, где автобусный пассажирский транспорт полностью заменят электробусы. На прошлой неделе в этом райцентре Могилевщины состоялась торжественная церемония передачи новых машин.
Современные транспортные средства сперва выйдут на городские маршруты – их всего три, а после и на 19 пригородных. Реализация данного пилотного проекта проводится в рамках постановления правительства по переводу общественного транспорта на электрический. После Шклова эстафету принял город Жодино, но в последующем планируется расширить проект и на Витебскую область – экологичный пассажирский транспорт появится в Новополоцке.
Всего 15 электробусов производства «Белкоммунмаш» перешли на баланс Шкловского филиала Автопарк № 5 ОАО «Могилевоблавтотранс». Они собраны на базе модели Е321 в кузове «Ольгерд», рассчитаны на 67 пассажиров, количество мест для сидения – 31. Есть площадка для размещения детской и инвалидной колясок. Также имеются USBразъемы для зарядки гаджетов, «теплая» кнопка требования остановки, установленная как внутри, так и снаружи. Оснащение камерами видеонаблюдения позволяет водителю следить за тем, что происходит в салоне во время движения.
На торжественной церемонии заместитель премьерминистра Петр Пархомчик отметил, что на реализацию проекта в Шклове Могилевской области и Жодино Минской выделены 23 млн рублей.
– Участвуют отечественные производители пассажирской техники. Электробусы от «Белкоммунмаша» будут работать в Шкловском районе, а Минского автомобильного завода – в Жодино. Нам важно получить подтверждение всех технических характеристик, которые заложены конструкторами, – подчеркнул вице-премьер. – В республике принята очень серьезная программа по электротранспорту до 2025 года включительно. Впоследствии она получит свое дальнейшее развитие.
Стоит сказать, что предварительно была проведена большая подготовительная работа. Например, в Шклове обустроили восемь зарядных станций.
– Переход на электротранспорт важен не только для больших, но и для малых городов. Это – совершенно новый вид общественного транспорта: более комфортабельный, экологичный, – отметил на мероприятии председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко. – Мы планируем продвигать развитие электротранспорта. На юго-востоке нашего региона есть районы, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. В планах – именно для них закупить такой электротранспорт. Пока вопрос находится в проработке, но уже сейчас могу однозначно сказать, что мы это будем делать.
По словам министра промышленности Александра Рогожника, данный проект представляет собой совокупность таких факторов, как экономика, экология и имидж:
– Современные электробусы – это не только экономия дизельного топлива, но и решение экологических вопросов, которые актуальны для каждого региона. Наши машины не уступают импортным аналогам. И предприятие, которое выполнило заказ для Шкловского района, загружено заказами, заключает контракты, прирастая из года в год в двукратном объеме промышленного производства. После оценки результатов работы электробусов в Могилевской и Минской областях будем реализовывать такие пилотные проекты в целом по стране.
Во всем мире пассажирский и легковой электротранспорт набирает популярность. Беларусь шагает в ногу со временем.
Мария ЛАСТОЧКИНА