Собственное производство автобусов среднего класса под маркой Avior наладило в Борисове предприятие «КФ-Авто». Первый серийный образец с конвейера сошел весной прошлого года.
В дальнейших планах «КФ-Авто» – увеличение выпуска автобусов среднего класса до 150–200 единиц в год. Производственная база и кадровые ресурсы (работает около 70 человек), технические новшества уже дают и приумножат положительные результаты. На предприятии – три крупных цеха: в двух осуществляются сварка (металл – отечественный) и установка каркаса на шасси, в третьем – окончательная сборка. Все компактно, аккуратно и функционально.
– Имеющегося оборудования достаточно для производственного цикла, а также для соответствия стандартам и получения необходимых сертификатов перед реализацией автобусов, – поясняет заместитель директора Дмитрий Батраков. – Всю конструкторскую документацию мы разрабатывали сами, проектировали базу специально под наши требования. Шасси закупали в Китае у компании Ankai, но сейчас сборкой данного элемента тоже занимаемся, поэтому есть план локализации платформы. Конструкция у нас своя, как и бренд в целом: зарегистрированы торговые знаки и торговая марка для Беларуси, России и Казахстана. На сегодняшний день в производство запущены две версии: туристический Avior Tourist и междугородный Avior CityLink. Обе модели имеют пассажирскую формулу «29+1». В стандартной комплектации уже есть ABS, ESC, ретардер, кондиционер, электрорегулировка зеркал, мультимедийная система с сенсорным экраном, тонированные панорамные стеклопакеты, звуковая сигнализация движения задним ходом и прочее.
Положительным экономическим фактором является то, что большая часть всего устанавливаемого сверху на шасси – белорусского производства, уровень локализации составляет 56%. Например, механизм стеклоочистителей, конвекторы отопления салона и фронтальный отопитель изготовлены на ЗАО «Белробот». Водительское сиденье – на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов. Светотехнику создают в Руденске, а стекла – на могилевском «КУВО». Стеклопластиковые кузовные панели, размещаемые на сварном металлическом каркасе, не подвержены коррозии, устойчивы к горению и имеют небольшой вес.
В бизнес-проект вложено 4–5 млн рублей, но затраты уже окупились. С начала производства проданы 20 единиц. Avior CityLink стоит 335 тыс., Avior Tourist – на 40 тыс. рублей дороже. Туристическому варианту добавились обогрев сиденья водителя, пассажирский салон из экокожи, USB-розетки, откидные столики, камера заднего вида с монитором, потолочный цветной ЖК-дисплей, розетка на 220 В, 3G/4G-маршрутизатор и прочие опции.
В руководстве предприятия не скрывают, что на белорусском рынке будет сложно конкурировать с МАЗом и гродненским «Неманом». Но продажи идут. Основными потребителями новой техники стали спортивные организации, частные перевозчики (несколько машин задействованы на маршруте Минск – Борисов), службы здравоохранения и образования.
В планах текущего года – выход на рынок РФ. На московской выставке Comtrans-2024, проходившей в декабре, российский клиент новую машину оценил весьма положительно. Поступило немало совместных коммерческих предложений.
На автобусы Avior действует гарантия – два года или 100 тыс. км пробега в зависимости от того, какой из случаев наступит раньше. Гарантия от сквозной коррозии кузова – 8 лет. Машины адаптированы к дорожным условиям в Беларуси: проведена дополнительная антикоррозийная обработка, оклейка защитной пленкой наиболее подверженных воздействию внешней среды зон, усилена подвеска. Avior оснащен двухлитровым дизелем мощностью 150 л.с., который работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Привод – на передние колеса. Объем топливного бака – 150 литров. Пока сервисный центр расположен в Борисове, однако предприятие «КФ-Авто» находится в процессе подписания договоров с техническими станциями по всей республике.
Тамара ХАМИЦЕВИЧ. Фото автора