Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


Транспортный вестник Дорога. Транспорт. Проиcшествия Дороги Беларуси Наши проекты Подписка Реклама в ТВ Редакция

Рубрики

Полезное
Водный транспорт

Новости

Актуально
   


Налоги

Служба, что почетна и трудна

Завтра военизированная охрана страны отмечает свое 90-летие 

Если заглянуть в историю ее становления, то станет ясно, что после революционных событий 1917 года и последующей гражданской войны хозяйство особенно железных дорог находилось на грани развала и хаоса. Этого не мог не замечать возглавивший в апреле 1921 года наркомат путей сообщения Ф.Э. Дзержинский. Опытный управленец и организатор в считанные месяцы разобрался в сложившейся ситуации и пришел к выводу о невозможности навести порядок репрессивными методами органов ВЧК и милиции. Феликс Эдмундович говорил, что «мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников».

9 декабря 1921 года по его инициативе ВЦИК и Совет труда и обороны республики принимают Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях. Этот день стал днем рождения военизированной охраны МПС новой России. С того момента впервые было обращено внимание на выявление причин и условий, порождающих крупные хищения на транспорте, укрепление охраны железнодорожных путей. Личное мужество десятков и сотен ее стрелков, высокая боеспособность подразделений способствовали тому, что массовые нападения на железнодорожные объекты, грузовые и пассажирские поезда стали происходить все реже.

Следующим важным шагом в становлении ВОХРа стал в сентябре 1925 года съезд начальников охраны железных дорог. В повестку дня были включены острые вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-технического обеспечения, вооружения, о мерах борьбы с хищениями, охраны технических сооружений, борьбы с бандитизмом. Именно с этой целью 25 февраля 1926 года в Москве была организована школа по подготовке командного состава вооруженной охраны путей сообщения (ШУКС).

Отдельно следует сказать об особых вооруженных отрядах военизированной охраны, которые были построены по принципу воинских подразделений. Во многом они послужили прообразом военизированной ведомственной охраны железнодорожников.

Знаковым для последней стал и 1930 год, когда произошло объединение стрелковой охраны с пожарной. Буквально через несколько месяцев на стрелков военизированной охраны НКПС были также возложены обязанности по установлению и поддержанию порядка на вокзалах, борьбе с безбилетным проездом в поездах, контроль за соблюдением правил в пассажирских поездах, на вокзалах и посадочных платформах.

Июнь 1941 года мы все привыкли называть грозным из-за Великой Отечественной войны. Но еще в апреле в печати был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном». С началом же войны работа железнодорожного транспорта была подчинена одному – бесперебойной доставке грузов для нужд армии. Все важные объекты: мосты, тоннели, станции, производственные и технические склады, телеграфные и телефонные станции и линии связи были взяты под контроль войсками НКВД. Стрелковая охрана путей сообщения стала называться военизированной пожарной охраной НКПС. Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем этой службы, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.

В 1949 году утверждается Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения. Для личного состава вводятся звания, знаки различия и форма одежды. Впервые было четко записано, что военизированная охрана МПС состоит из стрелковых и пожарных подразделений. На первых из названных возлагалась охрана грузов в парках станций и в пути следования, объектов железнодорожного транспорта. Они обеспечивали пропускной режим, вели борьбу с незаконным проездом граждан на грузовых поездах, следили за соблюдением общественного порядка. Основными обязанностями вторых были пожарно-профилактическая работа, ликвидация очагов возгорания, пожаров. Также на сети создали отделы, подчинявшиеся начальнику дороги. Они состояли из отрядов, которые дробились на дивизионы, стрелковые взводы, пожарные команды, пожарные поезда и команды служебного собаководства.

С 1951 года ВОХР МПС стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования, особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений, денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками. В ее задачу входили также соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций, борьба с самовольным проездом в грузовых поездах, обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства и др.

Полноправным правопреемником военизированной охраны Министерства путей сообщения СССР после развала Союза является сегодня военизированная охрана ГО «Белорусская железная дорога», юридический статус которой определен положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь №534 от 25.10.2007 и приказом №432Н «О совершенствовании структуры».

В состав военизированной охраны, которую с недавних пор возглавляет Николай Соболевский, входят 45 подразделений, в том числе 20 стрелково-пожарных команд, четыре стрелковые, 20 СК по охране объектов жизнеобеспечения железной дороги, а также отдельный пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Свислочь.

Основой работы военизированной охраны БЖД в последние годы, в том числе в истекшем периоде 2011-го, было и остается выполнение следующих основных функций: осуществление мероприятий по защите охраняемых объектов и работников организаций от противоправных посягательств и соблюдению на предприятиях и в учреждениях пропускного и внутриобъектового режимов; задержание и доставление лиц, совершивших такие противоправные посягательства, в служебное помещение военизированной охраны или отдел внутренних дел; личный досмотр нарушителей и лиц, входящих на охраняемый объект и выходящих с него; досмотр их вещей и документов, являющихся орудием или предметом правонарушения; досмотр транспортных средств при въезде на предприятие (учреждение) железнодорожного транспорта и выезде с него, многие другие.

Для выполнения указанных функций военизированной охраной постоянно проводится большая работа прежде всего по сохранности перевозимых грузов и имущества Белорусской железной дороги. В частности, за 9 месяцев 2011-го к охране и сопровождению был предъявлен 50 071 поезд, большинство из которых успешно сопровождены.

Сохранность сопровождаемых материальных ценностей и имущества как в прошлом, так и в этом году обеспечена. При этом работниками военизированной охраны обнаружено 96 случаев умышленного повреждения средств автоматики, телемеханики и связи.

Силами подразделений военизированной охраны осуществлено несколько тысяч рейдов, засад и патрулирований неблагополучных участков и объектов. Во взаимодействии с органами внутренних дел на транспорте предотвращены сотни попыток хищений перевозимых грузов и имущества БЖД на сумму 65,7 млн рублей, за хищения задержаны десятки человек.

Для выполнения возложенных на 90-летнего юбиляра задач он располагает необходимой техникой и вооружением, укомплектован высококлассными специалистами. В частности, на вооружении и для борьбы с огнем имеются десятки пожарных аварийно-спасательных поездов, специализированных автомобилей, мотоустановок по перекачке агрессивных жидкостей и так далее.

Многое делается в последнее время в военизированной охране ГО «Белорусская железная дорога» и для укрепления материально-технической базы, улучшения служебно-бытовых условий для своих работников, по созданию профессионального ядра. Не случайно среди них насчитывается сегодня ни много ни мало 16 почетных железнодорожников.

В любых погодных условиях, днем и ночью, нередко рискуя жизнью, работники военизированной охраны несут свою нелегкую, но почетную и нужную для железной дороги службу.

Оставить комментарий
Введите число с картинки