Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


Транспортный вестник Дорога. Транспорт. Проиcшествия Дороги Беларуси Наши проекты Подписка Реклама в ТВ Редакция

Рубрики

Спорт
На стальных магистралях
Трагедия
Разное

Новости

Актуально
   


Налоги

Такой увлеченный Денисов

У жителя Тулы Дениса Денисова – редчайшее увлечение: собирать знания о городском транспорте всех эпох и народов и делиться ими через журнал «Пантограф», который он же, Денис, выпускает за собственный счет.

Об этом журнале я впервые узнал от Иосифа Любчинского, начальника УГП «Гродненское троллейбусное управление». Один из номеров храню как реликвию: кто знает, какими глазами будут смотреть на этот журнал лет через сто-двести!

 

СПРАВКА

Панто́граф (из др.-греч. πᾶν (παντός) «все, всякий» + «пишу, рисую, описываю»);

пантограф (токосъемник) – токоприемник на электровозах, электропоездах и трамваях, служащий для токосъема с контактной сети;

«Пантограф» (журнал) – журнал, посвященный городскому пассажирскому транспорту. Издается с 2001 года коллективом энтузиастов.

 

В один из июльских дней мне позвонил заместитель начальника УГП «Гродненское троллейбусное управление» Геннадий Цвечковский и спросил, не хочу ли я встретиться с создателем журнала «Пантограф», который приехал в Гродно из Тулы. Ну как тут упустить шанс! Я сразу отбросил все дела.

Мы встретились на набережной Немана, под королевскими замками.

– Денис Николаевич, расскажите о себе, журнале. Почему вы увлеклись историей именно городского транспорта?

– Мною, одним из соучредителей, в 2001 году был создан проект «бумажного» журнала «Пантограф», посвященного городскому транспорту.

Определенные устремления заниматься журналистикой у меня были всегда. В детские годы я выпускал «игрушечные» рукописные газеты, часто они не касались реального мира, а были лишь игрой. С той поры у меня была мечта публиковаться в газете, журнале. Первый контакт с прессой у меня был еще в 12 лет, когда я, работая в поисковой группе пионерской дружины школы №48 ЦГВ (центральной группы войск), написал письмо в газету «Пионерская правда». И получил ответ, который даже не успел подержать в руках, его «прихватизировали» себе пионерские руководители.

Вместе с тем еще в детские годы мне очень нравились железная дорога и трамвай. Я делал попытки собирать вырезки из газет. Приезжая в отпуск родителей в Тулу, я с головой окунался в жизнь тульского трамвая. Мне очень помогала моя ныне, увы, покойная бабушка, которая постоянно со мной куда-то ездила на трамваях. Проще говоря, мы катались на них. Поэтому, когда пришлось выбирать, ехать с отцом в Беларусь или без него в Тулу, я двумя руками был за Тулу, ведь там есть трамвай! Что ж, я потерял отца, но приобрел страсть, которая не оставляет меня и сейчас, а именно любовь к тульскому трамваю.

В проекте журнала «Пантограф» соединились мое желание заниматься журналистикой и любовь к городскому транспорту.

Первые мои публикации были в 2000 году в газетах «Тульские магистрали» и «Тула». А уже в 2001 году появился проект «Пантограф». Журнал был учрежден мной и моим коллегой по увлечению Владимиром Щербаковым, который в детские годы выпускал тиражом в несколько экземпляров «самиздатовскую» газету «Алый Пантограф», посвященную, естественно, трамваю. Газета делалась на печатной машинке, фотографии, а то и целые статьи из других изданий вклеивались. Нетрудно догадаться, откуда произошло название «Пантограф».

В июне 2001 года увидел свет первый номер тульского «Пантографа». На тот момент да и практически сейчас это было единственное издание в России, посвященное городскому транспорту. Так, в отсутствие рекламы, средств, на полном энтузиазме начал жить новый журнал. За помощь журналу на начальном этапе я бы хотел сказать большое спасибо Эдику Грачеву (Тула), Олегу Сергееву из журнала «Локотранс» и Александру Шанину (Москва).

За годы существования издания многие коллеги вошли в проект как члены редколлегии. Это Александр Колесников из Тулы, Николай Семенов из Московской области, Дмитрий Ковалев из Новочеркасска, Владимир Кириллов из Верхней Пышмы, Иржи Вобецкий из Чехии, Люциюс Суславичюс из Вильнюса, Тадеуш Ковальчык из Кракова (Польша). Активно публикуются в журнале Олег Бодня, Виктор Манзюра, Павел Пилецкий, Василий Филиппов, Александр Говоруха, Игорь Клочков и др.

Но самое главное, что проект состоялся, он нужен нашим любителям. Нас читают не только в России, но и в дальнем и ближнем зарубежье: Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Польше, Чехии, Германии. В России наше издание получают примерно в 50 городах и поселках. Сформирован авторский коллектив, причем на страницах издания публикуются не только известные авторы. Мы, по сути, открыли новые молодые таланты: Андрея Принцева, Юрия Бобылева и др. У журнала имеется большое число преданных читателей, сформировался постоянный «костяк», который постоянно растет. Тираж издания вырос с 25 экземпляров №1-2001 до 127 экз. №4-2005. Сегодня он превышает 300 экземпляров.

За годы существования журнала многое сделано, чтобы разнообразить тематику публикаций. Издание давно вышло за тульские рамки, мы рассказываем о транспорте на всем постсоветском пространстве, касаемся и зарубежной тематики. Один только раздел «Новости» включает в себя сообщения не только из России, СНГ, но и со всего мира. Начиная с №4 за 2003 год мы смогли заметно улучшить качество полиграфического исполнения, иллюстраций. Это стало возможным благодаря переходу с печати на ризографе на печать на лазерном принтере. На более отдаленную перспективу надеемся на сотрудничество с типографиями. Хотя, разумеется, любое улучшение качества печати сказывается на повышении стоимости издания, что связано с ростом издержек.

С 2005 года увеличена периодичность выхода журнала: теперь издание выходит 6 раз в год. К сожалению, все участники проекта не могут полностью сосредоточиться на выпуске издания и совмещают эту работу с основной. В частности, Александр Колесников работает младшим научным сотрудником в Институте лесоведения РАН, я являюсь инженером 2-й категории ТФ КБМ. Основная работа связана с командировками, загрузкой, поэтому та регулярность, что имеется, – это предел наших возможностей.

Для выпуска ежемесячного журнала необходимо, чтобы хотя бы часть коллектива работала на профессиональной основе, что возможно только при наличии солидных заинтересованных соучредителей и спонсоров. К большому сожалению, за эти четыре года пока никто не предложил свою помощь… То же касается и дальнейшего улучшения полиграфического исполнения, наличия цветной обложки и вкладки. Без дополнительного финансирования это возможно только при существенном росте цены, что пока мы считаем неприемлемым.

С 2004 года помимо журнала начат выпуск тематических приложений – уже подготовлено два выпуска по конструкции троллейбусов: Киев-2,4,6, МТБ-82, ЗиУ-5 и Шкода-8,9Тр.

Задачей «Клуба ТТТ» является обеспечение любителей (и не только) городского транспорта информацией, другими материалами. Тематика журнала включает в себя краткие новости электротранспортных и автобусных хозяйств городов России и зарубежных государств, статистику, материалы об эксплуатации и конструкции подвижного состава, таблицы приписного парка предприятий транспорта, исторические материалы, путевые заметки и увлекательные рассказы о транспортных системах городов России и мира. Вне всякого сомнения, не можем мы обойти стороной и «любительскую жизнь»: контакты, достижения в области сбора и сохранения истории городского транспорта, моделизм, юмор.

Наши подписчики, авторы и друзья имеются в Гродно, Туле, Москве, Новом Уренгое, Санкт-Петербурге, Смоленске, Краснодаре, Риге, Хельсинки, Монино, Дерби, Вильнюсе, Орле, Ставрополе, Ижевске, Екатеринбурге, Йиглаве, Новочеркасске, Таллине, Воронеже, В. Пышме, Нижнем Новгороде, Раменском, Праге, Омске, Юбилейном (Болшево), Усть-Илимске, Берлине, Херсоне, Твери, Кракове, Николаеве, ст. Двинской, Коломне, Сызрани, Узловой, Самаре, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Сертолово, Калуге, Калининграде, Иван-городе, Инте, Люберцах, Новоуральске, Челябинске, Перми и др.

В №6 «Пантографа» за прошлый год мы дали большой материал о УГП «Гродненское троллейбусное управление», посвященный 35-летию со дня его основания. Материал «Из братьев мы уже давно не младшие» получился обстоятельным, крайне интересным. В Гродно электротранспорт – дело молодое и, уверен, с большим будущим. Город у вас старинный, без электротранспорта будет мгновенно загазован…

Оставить комментарий
Введите число с картинки